НОВОСТИ  РЫНКА  АНТИКВАРИАТА

 

 

 

 

Портрет графини Орловой-Давыдовой

работы Пьетро Тенерани в Радищевском музее

Дата публикации: 08.11.2004

Источник: Русский антиквариат

  В экспозиции «Шедевры Радищевского музея» появились новые живописные и скульптурные произведения из фондов музея, среди них скульптурный портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой, исполненный популярным европейским скульптором середины XIX века – Пьетро Тенерани.

 

В этом году посетители Радищевского музея впервые получили возможность увидеть женский скульптурный портрет, исполненный одним из самых знаменитых европейских скульпторов середины XIX века – Пьетро Тенерани (1798–1869). Благородное лицо женщины с классически правильными чертами лица обладает достаточно выраженной индивидуальностью и неизменно привлекает к себе внимание.

В 1926 году из Государственного музейного фонда поступил «Портрет неизвестной женщины». Подпись на обороте на срезе плеч свидетельствует о том, что он был создан Пьетро Тенерани в 1863 году. При передаче портрета в музей в инвентарной книге было записано, что ранее портрет находился в подмосковном имении графов Орловых-Давыдовых «Отрада». Однако, исходя только из этой записи, определение имени женщины могло занять очень долгое время. К счастью, скульптор в течение всей жизни с исполненных им работ делал гипсовые слепки, на которых обязательно указывал имя изображенного человека и дату исполнения портрета. Сопоставление «Бюста неизвестной женщины» из Радищевского музея со слепками работ, хранящихся ныне в Риме, в Галерее современного искусства, позволило с абсолютной точностью определить имя изображенной модели – графиня Ольга Ивановна Орлова-Давыдова.

Пьетро Тенерани, ученик Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена, принадлежал к кругу авторов, чье творчество во многом определяло развитие европейской скульптуры первой половины XIX века. С 1850-х годов он считался главой римской скульптурной школы. Академии Рима, Каррары, Флоренции, Генуи, Парижа, Мюнхена и еще восемнадцати других городов Европы избрали Тенерани своим почетным членом. В 1857 году он был избран президентом Римской Академии Св. Луки, а три года спустя – назначен генеральным директором римских музеев, пост которого занимал до конца жизни. Среди его заказчиков были представители высшей аристократии Европы и России. Современники видели в творчестве Тенерани «достойного представителя введенной Торвальдсеном целомудренной чистоты формы», ценя «грациозность сочинения, красоту форм и мастерскую отделку, <…> соединяющую строгости стиля Торвальдсена с мягкостью техники Кановы», тем не менее, отмечая также «впечатление внутренней холодности», производимое его работами. Особенно отчетливо эти черты появились именно в созданных им многочисленных портретных бюстах.

Ольга Ивановна Орлова-Давыдова (1814–1876) была дочерью князя Ивана Ивановича Барятинского (1722–1825), одного из самых влиятельных и богатых людей России – тайного советника, камергера, церемониймейстера двора Павла I. Его портрет кисти модного в начале XIX века французского портретиста Робера Лефевра (1757–1830) также находится в собрании музея имени А.Н. Радищева. В 1832 году Ольга Ивановна вышла замуж за Владимира Петровича Давыдова (1809–1882), внука графа Владимира Григорьевича Орлова (1743–1831), младшего из пяти знаменитых братьев Орловых – сподвижников Екатерины II.

 

 

 

 

 

 

 

 

далее  –TENDERS–  далее